Иногда детей приходится защищать от их родителей

04.09.2020

          Годовалый Алексей (имена детей изменены), которого специалисты привезли в приемную семью, до того как попасть в новый дом, большую часть дня проводил лежа вниз лицом на кровати. Его братик Роман в свои два года не научился даже держать ложку. О тех, кто попал в беду по воле самых близких людей, а также о тех, кто помогает встать на путь истинный нерадивым родителям, наш разговор с директором Логойского социально-педагогического центра Анной Пугач.

 

 

— Еще год назад в состав вашего центра входило такое отделение, как детский приют. Закрыли его в связи с невостребованностью, полностью решив вопрос социального сиротства?

— Действительно, около года назад социальный приют был закрыт. Более трех месяцев данное учреждение оставалось без воспитанников. Дело в том, что в настоящее время приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является замещающая семья. Растет популярность этой тенденции. В стенах конкретного дома, по сути — с мамой и папой, роль которых выполняют приемные родители или родители-воспитатели детских домов семейного типа, процессы адаптации идут гораздо быстрее. Да и внимания в замещающей семье малыши получают больше, чем в интернате, так как число воспитанников у них ограничено.

— Приюта не стало. А изменились ли задачи, стоящие перед вашим коллективом?

— Принципы работы, как и задачи наших специалистов, остались неизменными. Мы по-прежнему курируем семьи, где дети находятся в социально опасном положении, сопровождая как самих несовершеннолетних, так и их родителей. Задача коллектива и каждого представителя субъектов профилактики — сделать все возможное, чтобы данная семья встала на путь исправления. Наша главная цель — не допустить, чтобы ребенок из такой семьи был признан нуждающимся в защите государства. Если же он получит такой опасный статус и будет изъят, то шансов вернуться в родной дом останется не очень много. Тем не менее они все же есть.

— Как часто специалисты практикуют такую непопулярную меру, как отобрание?

— Решение об изъятии ребенка из семьи принимается не нашими специалистами, они лишь входят в состав координационного совета, созданного при райисполкоме. В него включены люди из самых разных сфер — от медицины и образования до милиции и МЧС. Каждая служба должна поработать с семьей, всесторонне изучить положение дел и лишь тогда делать вывод о том, что ребенка нельзя оставить дома. Это крайняя мера, когда малышу в родных стенах не просто холодно и голодно, но и опасно для жизни.

Как правило, горе-родители неоднократно привлекались к административной и уголовной ответственности, злоупотребляют спиртными напитками, не имеют постоянных источников доходов, не способны обеспечить уход за детьми, не занимаются их воспитанием.

— Можно привести конкретные примеры, когда приходилось спасать детей от их же родителей?

— Из семьи, проживающей в г. п. Плещеницы, мы изъяли троих деток. Старшему не было и четырех лет, младшему — года. Проживали они в полной семье, отец малышей работал. Однако никто из взрослых не уделял им внимания, будто детей в доме не было вообще. Родители не привили им самые элементарные навыки: ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами во время еды. Годовалый малыш жил только тем, что пил из бутылки молоко, которое с ним делил его старший братик. Ни сидеть, ни ползать малыш не умел, даже не говорил каких-то простейших слов.

       Вот некоторые детали длинной истории, которая, увы, разрешилась не в пользу родителей. Теперь они лишены права воспитывать своих детей. Попали малыши в детский дом семейного типа Елены и Валентина Лешкевичей в аг. Гостиловичи. Достаточно быстро освоили простые навыки, оказавшись под опекой опытного воспитателя, которого всячески поддерживали специалисты нашего центра.

        Мы провели работу по оказанию спонсорской помощи, обеспечили услугу сопровождаемого проживания, отправляя днем к маме-воспитателю помощника. Это был первый наш опыт размещения детей раннего возраста в замещающую семью, так называемая деинституционализация.

        Сегодня на базе детского дома в Гостиловичах создана ресурсная комната, где есть необходимые средства ухода и мебель для самых маленьких воспитанников. Всем этим могут воспользоваться приемные семьи, которые будут работать с малышами.

         К сожалению, Алексей и Роман по состоянию здоровья были определены в специализированный Дом ребенка. Дети нуждались в сопровождении медицинских специалистов узкой направленности.

— Есть ли у родителей время, чтобы одуматься и вернуть своего ребенка в семью?

— Никто не изымает детей вдруг, в один момент. Это происходит лишь после поступления сигнала о неблагополучии. Необходимо не только проверить все факты, собрать данные о родителях, но и обследовать жилище, установить источники доходов родителей. В конце концов, следует разобраться, почему они так живут. И даже забрав детей из опасного для них дома, мы даем взрослым шанс на исправление. Законодательно определен срок в 6 месяцев — время, за которое можно навести порядок и в доме, и в голове. Если же этого не происходит, если родители даже не предпринимают попытки увидеться с детьми, переехавшими во временный дом, то исход очевиден. Например, герои плещеницкой истории добровольно отказались от родительского статуса.

— Помогают попавшим в беду деткам замещающие семьи. Много ли таких родителей, способных согреть любовью и теплом чужих детей?

— Чужих детей, как известно, не бывает, все они наши. В Логойском районе работают два детских дома семейного типа — в райцентре и Гостиловичах (там проживает 11 воспитанников). Статус приемных имеют 15 семей, в которых устроены 26 детей. Еще 32 семьи опекунские, в них — 34 несовершеннолетних. Как правило, дети доверяются опытным родителям. В их домах росло не одно поколение приемных ребят. И, невзирая на свой статус, родители не теряют связи с детьми, опекая их  даже во взрослой жизни. А мы стараемся обеспечить таким семьям психологическую, методическую, а иногда и материальную поддержку. Вовлекаем в ряд образовательных программ, в интересные проекты, действующие не только в районе, но за его пределами. Так, например, сотрудничаем с SOS-деревней в Боровлянах.

Отмечу, что в последние годы число желающих взять на себя такую тяжкую ношу, как воспитание социальных сирот, немного. И скоро мы будем испытывать большую потребность в родителях-воспитателях, ведь молодежь не спешит в эту сложную профессию, требующую большой самоотдачи, милосердия и терпения.

— Центр работает с проблемными семьями и поддерживает тех, кто воспитывает приемных детей. Наверняка этим не исчерпывается его деятельность…

— Направлений на самом деле много. Мы оказываем методическую помощь учреждениям образования Логойского района и координируем деятельность социально-педагогических и психологических служб. Также ведем работу с усыновителями, берем под свое крыло трудных подростков, в том числе склонных к суицидальному поведению. Но деятельность, направленная на профилактику социального сиротства, все же основная. Ведь для нас важно сделать все возможное, чтобы дети росли в здоровой, благоприятной обстановке.